Распределение пальцев на клавиатуре цветная схема. Как правильно печатать на клавиатуре двумя руками. Комплекс упражнений, необходимых для овладения методом слепой печати

Распределение пальцев на клавиатуре цветная схема. Как правильно печатать на клавиатуре двумя руками. Комплекс упражнений, необходимых для овладения методом слепой печати

14.02.2023

Прокачка навыков печати растянулись на полгода. Но игра стоила свеч.

В США слепой печатью владеет 95% пользователей ПК. На постсоветском пространстве - только 5%. Распространенность компьютеров сопоставима в обоих случаях, но в первом - курс 10-пальцевой слепой печати входит в школьную программу, во втором - нет. И это странно.

В современном мире умение быстро и без ошибок набирать текст сродни умению считать и писать. Ведь компьютер уже лет пять-десять как стал неотъемлемой частью жизни практически каждого человека. Да, вполне можно печатать двумя пальцами, а если делать это часто, то и скорость будет внушительная. Но эффективность набора в любом случае ниже.

Как минимум, сильнее устаешь физически, ведь приходится постоянно переводить взгляд с клавиатуры на экран. Даже при так называемом «полузрячем» методе печати, который сформировался у меня за годы практики набора двумя-четырьмя пальцами.

Ниже расскажу о своем опыте освоения слепой 10-пальцевой печати и возникших в процессе проблемах. Ведь переучиваться всегда сложнее, чем начинать с нуля. Но итоговый результат стоил преодоления всех сложностей.

Надеюсь, мой пример сподвигнет вас, уважаемые читатели, к улучшению навыков печати. Поверьте, вложение времени и сил сейчас даст в будущем ощутимое преимущество и увеличит эффективность труда во многих сферах человеческой деятельности.

Зачем ломать то, что хорошо работает

Изучать слепой набор начал в конце января, закончил в октябре. Стоила ли овчинка выделки? Однозначно да. Причины описал выше - это и возможность вдвое увеличить скорость набора (для меня лично), и более комфортная работа в любых условиях, и отсутствие привязки к русским обозначениям на клавиатуре.

Мне самому казалось, что давно уже дошел до уровня «клавиатурного ниндзя» и дальше развиваться некуда, да и не надо. Проблема в том, что когда не с чем сравнить, сложно понять всю выгоду от новой инициативы. Поэтому прошу поверить мне на слово. Печатать стало… как бы точнее выразиться… кайфовее - вот подходящее слово.

Какие инструменты использовать? Какие угодно - наиболее популярные я описал. Хотите без особого напряга попробовать изучить слепую печать на автомате - пробуйте KeyKey . Не желаете тратить лишние деньги - VSE10 и «Клавогонки » в помощь. Решили подойти к вопросу основательно - «СОЛО на клавиатуре » отличный вариант, хоть и самый дорогой.

Совет лишь один - упражняйтесь ежедневно. Лучше каждый день тратить по 15, 30–60 минут, чем пробовать изучить слепую печать «набегами» по три-пять часов раз в неделю-две. Также, если не критична скорость набора текста, с первых занятий пробуйте в повседневной жизни печатать десятью пальцами. Процесс обучения пойдет быстрее.

Общеизвестно, что у людей, которые постоянно печатали на механической печатной машинке, развивались болезни суставов. С появлением «мягкой» клавиатуры электрической машинки проблема исчезла. Казалось бы, это должно относиться и к персональному компьютеру. Однако обратите внимание на свои руки при работе за клавиатурой ПК: кисти лежат на столе, а пальцы высоко подняты над ней - весьма неестественное положение, при котором могут пережиматься сосуды и растягиваться сухожилия. Запястья, конечно, могут касаться стола перед клавиатурой, но ни в коем случае нельзя опираться или переносить на них хотя бы часть веса тела. Для профилактики купите мягкую подкладку под запястья. Во-первых, она поднимет Ваши запястья на уровень клавиатуры, а во-вторых, запястья не будут передавливаться снизу ребром стола. Такая подкладка стоит копейки, а польза от нее большая.

Отрегулируйте высоту клавиатуры таким образом, чтобы выбрать для себя наиболее удобный угол наклона. Некоторые клавиатуры, например Microsoft Natural Keyboard, имеют большие возможности для регулирования. В частности, расщепление в средней (буквенной) части и особую форму, предназначенную для более естественного положения запястий над клавишами. Однако такой клавиатурой имеет смысл обзаводиться только в том случае, если вы много пишете и владеете «слепым» десятипальцевым методом печати. В остальных случаях от такой клавиатуры мало пользы (в плане эргономики). Впрочем, остальных случаев, как таковых, быть не должно. Не важно, имеете Вы эргономическую клавиатуру или нет, набирать текст вслепую надо уметь, т. к. тыканье одним пальцем по клавиатуре и постоянное мотание (кивание) головой со стороны выглядит комично и говорит о вашем непрофессионализме. Вот представьте себе, сидит человек с высшим образованием, занимая солидную должность, требуется ему написать маленькую справочку (отчет, предложение, деловое письмо) и он, чертыхаясь, тычет двумя пальцами по клавишам, набирая текст со скоростью, ниже черепашьей. Ну что здесь можно добавить? Набор текста необходимо выполнять красиво и быстро. Купите специальную изогнутую клавиатуру. Сначала будет непривычно, зато потом Вы оцените ее преимущества: ведь кисти рук при работе с ней образуют прямую линию с рукой.

Чтобы научиться свободно владеть клавиатурой и набирать текст, используя слепой десятипальцевый метод печати, особого дара иметь не надо. Нужна только усидчивость, начальное обучение и постоянная тренировка. Сейчас существует очень много программ, предназначенных для обучения слепому набору. Наиболее интересной и удобной, на мой взгляд, является программа «Соло на клавиатуре», авторами которой являются Владимир Шахиджанян и Алексей Русских. Программу можно взять на http://www.cardinal.ru или заказать по электронной почте.

Оптимальная высота стола или выдвижной полки для клавиатуры должна составлять 75-85 см над уровнем пола. Высоту стула и стола следует подобрать так, чтобы свести до минимума напряжение мышц плеч, рук и запястий. В компьютерных салонах можно найти специальные подпорки или подушки для установки перед клавиатурой, предназначенные для отдыха запястий и предупреждения туннельного синдрома - острых болей из-за перегрузки и повреждения сухожилий запястий. Правда, проку от этих приспособлений будет не так уж много, если вы не привыкнете правильно их использовать. А вот регулярные короткие перерывы в работе на клавиатуре с массажем и разминкой рук реально помогают устранить неприятные ощущения в верхних конечностях.

Часть 2: Непростая «мышь»

Неприятности от неправильной работы на клавиатуре не единственны. Мышь также требует внимания к себе. «Сперва ощущение такое, будто мурашки бегут по руке, потом всю руку до локтя пронизывает острая боль, затем рука немеет», - так описывают симптомы «мышиного укуса» пациенты доктора Эмиля Паскарелли из Колумбийского университета (США). Новый компьютерный недуг уже получил название - Repetitive Strain Injury (хроническое растяжение сухожилий травматического характера).

По данным американских исследований новая компьютерная болезнь распространяется с катастрофической быстротой и поражает, в основном, тех пользователей, которые имеют дело с компьютерной графикой. Они все время производят мелкие однообразные движения рукой, в то время как кисть человека к такой нагрузке совершенно не приспособлена. Правильное положение руки при работе с мышью, изображеное на рисунке, соответствует требованиям, аналогичным при работе с клавиатурой. Следует помнить, чем лучше форма «мыши» соответствует вашей ладони, тем безопаснее и комфортабельнее будет работа. Поэтому маленькому электронному «зверьку» следует уделять должное внимание. При покупке старайтесь выбирать «мышки», корпус которых наиболее легок, но не маленьких размеров, а шарик, наоборот, большой и как можно более тяжелый. Покупая «мышки», оснащенные роликом для вертикальной или горизонтальной прокрутки, не забывайте, что рука и мозг человека очень быстро привыкают к разного рода новшествам. Поэтому, если Вы работаете на компьютере в нескольких местах (например, на работе и дома), потарайтесь сделать так, чтобы на всех рабочих местах были однотипные манипуляторы. Это избавит Вас от некоторой дисгармонии при переходе на новое место.

Хочу заметить, если у Вас существует возможность лишний раз не пользоваться «мышкой», - не пользуйтесь. Применяйте лучше «горячие клавиши» (различные сочетания клавиш, выполняющие определенные действия). С одной стороны, это в некоторой степени ускоряет Вашу работу, а с другой стороны говорит о вашем профессионализме и лишний раз предохраняет от возникновения хронического растяжения сухожилий.

(1–4-й класс)

Федеральный государственный стандарт начального общего образования утвердил требования к основной образовательной программе для начальной школы: к содержанию, условиям и результатам ее освоения.

К результатам освоения основной образовательной программы отнесены личностные , метапредметные и предметные .

К метапредметным результатам, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающим овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями, относится умение учащихся «вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета».

В содержательный раздел примерной основной образовательной программы начального общего образования входит программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-­коммуникационных технологий.

Ориентирование младших школьников в информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования.

В ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность как способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями младшего школьника.

Решение задачи формирования ИКТ-компетентности должно проходить на всех занятиях по отдельным учебным предметам, а также может входить в содержание факультативных курсов, кружков, внеурочной деятельности школьников.

Современные реалии таковы, что персональный компьютер стал для многих неотъемлемой частью повседневной жизни. Современный пользователь ПК каждый день пишет электронные письма, общается на форумах и в блогах. При этом скорость и непринужденность общения с новыми и старыми друзьями напрямую связаны со скоростью печати.

Слепая печать (слепой десятипальцевый метод печати) – это методика набора текста всеми пальцами рук, не глядя на клавиши клавиатуры.

Метод десятипальцевой слепой печати обеспечивает:

  • обучение грамоте (учащиеся лучше запоминают образ печатной буквы, тренируются составлять, читать и печатать слоги, слова и предложения);
  • развитие орфографической зоркости;
  • повышение грамотности;
  • накопление опыта работы с информационными объектами (текстами, рисунками, таблицами, анимацией и т. д.);
  • подготовительное обучение информатике и успешное освоение ИКТ с начальной школы, освоение компьютера как инструмента;
  • развитие памяти, воображения, мышления;
  • стимуляцию мелкой (тонкой моторики) и активизацию соответствующих отделов мозга, а также соседних зон, отвечающих за речь;
  • развитие тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук;
  • быстрое общение с друзьями и одноклассниками через сеть;
  • низкую утомляемость при продолжительной работе (нет необходимости переводить глаза с монитора на клавиатуру и наоборот, а также с «бумажного» оригинала на монитор при перепечатке текста и наоборот).

Обычным при начальном изучении компьютера является т. н. «зрячий», или «двупальцевый» метод набора, – «найти и нажать». При этом наборе нужно найти каждый следующий символ, зрительно ориентируясь по маркировке на клавишах (что значительно замедляет набор, но, с другой стороны, не требует какой-либо предварительной подготовки пользователя).

Обучение же слепому методу печати может позволить вводить текст «вслепую» быстро и безошибочно. При слепом методе печати больший упор делается на мышечную память и тактильные ощущения пальцев, чем на зрение. Однако этот метод требует специального обучения.

Скорость освоения метода во многом зависит от психофизиологических особенностей человека, а скорость слепой печати зависит от времени тренировок и индивидуальных особенностей человека (строение рук, состояние нервной системы и т. д.). Средний обученный пользователь достигает при прохождении «10-минутного теста» скорости от 200 до 400 ударов в минуту.

Обучение слепому методу печати

Плюсы слепого метода печати не только в экономии времени, но и в здоровьесберегающих аспектах, таких как сохранение зрения и осанки.

Если набирать длинный текст, постоянно переводя взгляд с монитора на клавиатуру и обратно, то глаза очень быстро начинают уставать. Причина в том, что расстояние от клавиатуры до экрана обычно разное, происходит постоянная перефокусировка. К тому же положение глаз при взгляде на клавиши часто близко к крайнему нижнему, в котором их непросто удерживать (это, конечно, зависит от расположения клавиатуры). При плохом освещении ситуация ещё хуже – сказывается большая разница в яркости и контрастности объектов, между которыми перемещается наш взгляд. В результате сначала могут просто начать болеть глаза, а потом, вероятно, и зрение может ухудшиться.

Правильное положение тела при работе за компьютером примерно такое: спина не согнута, плечи расправлены. А если смотреть на клавиатуру, то так и тянет сгорбиться, опустить голову и, как следствие, заработать сколиоз.

Методика обучения слепому методу печати

Правильная посадка и положение рук

Каждое занятие следует начинать с проверки посадки и положения рук.

Перед выполнением заданий всегда обращайте внимание учащихся на посадку и положение рук.

Сидеть желательно на стуле или вращающемся кресле со спинкой. Угол между позвоночником и бедром и между бедром и голенью должен составлять 90 градусов. Сидеть необходимо прямо, не нагибаясь и не наклоняя голову. Взгляд должен быть направлен вперед, в центр экрана монитора. Запястья не должны провисать. Расстояние от глаз до экрана монитора – от 40 до 70 сантиметров.

Потренируйте учащихся в соблюдении правильной постановки рук и пальцев на клавиатуре ПК:

  1. Согните руки в локте, вытяните кисти вперед ладонями вниз.
  2. Соедините кисти, соприкасаясь указательными пальцами; большие пальцы опущены вниз.
  3. Первые две фаланги пальцев опустите вниз, слегка согнув их.
  4. Разведите кисти в стороны, оставив между указательными пальцами расстояние, равное 4 см.
  5. Опустите руки на клавиатуру (левый указательный палец попадет на клавишу А, а правый – на О; данные клавиши имеют выступ, что позволяет контролировать правильность расположения рук).

Если рекомендации будут выполнены правильно, то все пальцы встанут на основную позицию, касаясь кончиками середины отведенных им клавиш. При постановке на основную позицию пальцы рук должны быть слегка согнутыми, как будто рука держит круглый предмет. Указательные пальцы слегка касаются кончиками середины клавиш А и О, но не опираются на них. Посадка за ПК и правильность расположения руки приведены на рисунке.

Совет: При отработке первых ударов по клавишам не забывайте о положении локтей. Не следует слишком сильно прижимать их к туловищу или далеко отводить в стороны. От плеча руки должны быть свободно опущены вниз, иначе кисти примут неправильное положение на клавиатуре.

Ритм печати

При выполнении упражнений обращайте внимание учащихся на ритм печати.

Ритм печати – это чередование ударов по клавишам через равномерные промежутки времени. Чем короче промежутки между ударами, тем выше скорость печати.

Совет: При работе на компьютере необходимо соблюдать определённый ритм, равномерно выполнять удары по клавишам. Лишь в этом случае можно добиться высокой скорости печати.

Для выработки ритмичной печати применяется ритмическая тренировка, входящая в систему упражнений по отработке правильных ударов по клавишам и движений пальцев рук. Удары по клавишам должны быть отрывистыми и несильными, но резкими, без задержки пальца на клавише; движения пальцев к клавишам соответствующей зоны – точными. Удар выполняется подушечками пальцев, в нём принимают участие и кисти рук. При печати руку поднимают над клавиатурой примерно на 1–2 см, а затем быстро и энергично ударяют по нужной клавише и возвращают палец на исходную позицию. Сила удара должна быть достаточной для достижения отрывистости удара.

Совет: Для быстрой печати следует соблюдать равномерный ритм с постепенным увеличением темпа, то есть сокращением промежутков времени между ударами по клавишам.

С первых уроков необходимо добиваться независимых движений пальцев: когда один палец выполняет удар, другие расслаблены. Мышцы пальцев должны действовать во время выполнения удара, а сразу после него расслабляться.

Автоматизм движения пальцев вырабатывается в результате продолжительной тренировки. Слепой метод печати можно считать освоенным только тогда, когда оператор перестает контролировать движение пальцев на клавиатуре.

Совет: Не гонитесь за скоростью, обращайте особое внимание на безошибочность печати. Скорость печати легко увеличить в процессе повседневной работы, после того как вы уже освоили клавиатуру в полном объёме.

Десятипальцевый метод печати на клавиатуре

Покажите учащимся, что клавиатуры ПК спроектированы таким образом, что позволяют выполнять все необходимые операции: печатать, редактировать и форматировать тексты при помощи сочетания клавиш без использования мыши, что существенно повышает скорость оформления текстов.

Объясните учащимся, почему снижается скорость печатания, когда печатающий смотрит на клавиатуру.

Совет: Не следует нажимать на клавиши не теми пальцами, впоследствии это может сильно снизить скорость печати.

При выполнении упражнений следует добиваться полного автоматизма, лишь механически и в нужной последовательности нажимая клавиши.

Совет: Чтобы эффективно изучить десятипальцевый метод, лучше заниматься ежедневно.

Каждый учащийся будет осваивать слепой метод печати, в своём темпе переходить к каждому последующему заданию.

Совет учащимся: Не следует переходить к следующему упражнению, не добившись достаточной гибкости в пальцах в предыдущем упражнении.

Расположение пальцев на клавиатуре

Обратите внимание учащихся, что все компьютеры, независимо от операционной системы и марки, имеют стандартную клавиатуру с буквами алфавита, цифрами и знаками. Клавиатура состоит из четырёх рядов: верхний ряд – цифры и специальные знаки, на остальных расположены буквы и знаки препинания. В центре клавиатуры размещены клавиши с буквами, которые чаще всего повторяются в текстах; их обслуживают более развитые и подвижные пальцы: указательные и средние.

Ряды клавиатуры располагаются снизу вверх: 1-й ряд называется нижним, 2-й – основным, 3-й – верхним, 4-й – цифровым. Изучение клавиатуры начинают со второго ряда. Этот ряд получил название основного, поскольку на нём расположены буквы алфавита, наиболее часто повторяющиеся в текстах. От этого ряда, расположенного в центре клавиатуры, удобно делать движения пальцами при ударах во время письма в пределах отведённой им зоны.

На рисунке приведена схема русской клавиатуры. Схема дает представление о зонах движения соответствующих пальцев к нужным клавишам, приучает к слепому методу письма десятью пальцами .

Особое внимание учащихся следует обратить на расположение пальцев на клавишах основного ряда (см. рисунок):

Эти клавиши называют «основной позицией».

Не вошедшие в этот перечень буквы располагаются на так называемых дополнительных клавишах второго, основного ряда клавиатуры.

Клавиши с буквами распределяются следующим образом:

  • левая рука: мизинец – ф, безымянный – ы, средний – в, указательный – а;
  • правая рука: указательный – о, средний – л, безымянный – д, мизинец – ж;
  • к левому указательному пальцу – а, п, к, е, м, и;
  • к правому указательному – о, р, н, г, т, ь;
  • к левому среднему – у, в, с;
  • к правому среднему – ш, л, б;
  • к левому безымянному – ц, ы, ч;
  • к правому безымянному – щ, д, ю;
  • к левому мизинцу – й, ф, я;
  • к правому мизинцу – з, ж, э, х, ъ;
  • большими пальцами обеих рук нажимают на клавишу пробела.

На начальном этапе обучение слепому десятипальцевому методу печати проводится без учёта регистра. Регистры, знаки препинания, цифры, вспомогательные символы – это уже следующий этап, к которому можно переходить, овладев навыком слепой десятипальцевой печати в нижнем регистре (строчными буквами). Практика показывает, что их изучение занимает не более 5–10% времени, потраченного на изучение нижнего регистра клавиатуры. Да и расположение их на разных клавиатурах, в разных операционных системах различно.

Прежде чем приступить к освоению набора текстов на русском языке, обратите внимание учащихся на следующие клавиши: Backspace , Delete , Enter , Space .

  • Клавишу Backspace нажимают мизинцем правой руки. Данная клавиша используется для удаления символа, находящегося слева от курсора. Она предназначена для исправления ошибок, которые возникают при наборе текстов.
  • Действие клавиши Delete напоминает действие клавиши Backspace. Её также нажимают мизинцем правой руки. Служит для удаления символа, находящегося справа от курсора.
  • Клавишу Enter нажимают мизинцем правой руки. Используется для перевода строк.
  • Клавишу Space нажимают большим пальцем левой или правой (свободной в данный момент) руки. Она предназначена для проставления пробелов между словами в предложении.

Комплекс упражнений, необходимых для овладения методом слепой печати

Упражнения 1 уровня (начальный уровень)

Упражнение 1.1. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте поочерёдно буквы основной позиции. Под левой рукой получится ФЫВА, под правой – ОЛДЖ. Печатая, старайтесь запечатлеть в памяти ощущения, возникающие при движении пальцев. После каждого удара воспроизводите его мысленно.

Упражнение 1.2. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Р и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.3. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише П и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.4. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Н и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.5. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Г и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.6. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Т и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.7. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем правой руки по клавише Ь и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.8. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише И и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.9. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише М и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.10. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише К и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.11. Установите руки в основную позицию. Ударьте указательным пальцем левой руки по клавише Е и верните назад. Палец должен совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.12. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте правым средним пальцем Ш и Б, левым – У и С. Пальцы должны совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.13. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте правым безымянным Ю и Щ, левым – Ц и Ч. Пальцы должны совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Упражнение 1.14. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте правым мизинцем Э, З, Х, Ъ и Ё, левым – Я и Й. Пальцы должны совершить резкий удар, отскок и возврат на основную позицию. Неработающие пальцы расслаблены. Следите за тем, чтобы кисти в стороны не смещались.

Совет: Проделайте заново упражнение со всеми буквами: один раз ударяете и три раза мысленно воспроизводите, держа руки в основной позиции. Проследите за тем, чтобы напряжённым был только работающий палец. Кисти должны совершать лишь вертикальные движения, иначе пальцы основную позицию потеряют. Все упражнения выполняйте ритмично, не торопясь.

Выполняя упражнения начального уровня, учащиеся должны научиться:

во-первых, уметь ставить руки на основную позицию автоматически и во время работы их не смещать;

во-вторых, знать расположение букв на клавиатуре в совершенстве;

в-третьих, запомнить движения пальцев к каждой клавише;

в-четвёртых, все упражнения, в том числе мысленные, выполнять только ритмично, то есть с одной скоростью.

Совет: Для быстрого запоминания клавиатуры мы задействуем воображение и органы чувств. Вообразите, что ваши указательные пальцы и клавиши, закреплённые за ними, зелёного цвета, средние пальцы с их клавишами – красные, безымянные – синие, а мизинцы – жёлтые.

Посмотрите на рисунок.

Возможно, для учащихся лучшим вариантом цветового расположения станет расположение цветов в радуге. Порядок цветов подсказывает известная фраза: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. По первой букве из слов легко вспомнить порядок цветов.

Но в данном случае раскраска клавиатуры выполнена четырьмя противоположными цветами. Красному цвету противоположен зелёный, а жёлтому – синий.

Совет (физминутка «Я – палец»):

Встать прямо, согнуть руки так, словно вы собираетесь печатать. Вообразите себя жёлтым мизинцем левой руки. Вы висите над жёлтой квадратной клавишей Ф. Прыгните вперёд и как бы немного вверх на жёлтую треугольную клавишу Й. Чуть задержитесь и представьте у себя под ногами большую мягкую и горячую клавишу. Вернитесь на прежнее место. Во время прыжка мизинцем левой руки выполняйте движения, подобные тем, что вы делаете при печати. Отскочите назад и как бы немного вниз на жёлтую круглую клавишу Я. Ощутите под собой холод колючих льдинок. Возвратитесь обратно. Подпрыгните вверх и вообразите, что вы ударили по клавише Ф. Проделайте упражнение с имитацией движений всех пальцев. Если не устали, повторите ещё раз. Во время упражнений пальцы, движения которых вы имитируете, в точности повторяют действительные движения за клавиатурой.

Одно занятие должно длиться не менее 20–25 минут. Уделяйте учёбе ежедневно как минимум час. И лучше проводите в день два-три коротких урока, разделённых временем, чем один длинный непрерывный. Не переутомляйтесь.

Совет: При усталости рук сожмите пальцы в кулак и резко выпрямите, опустите вниз и расслабьте. Проделайте 8–10 раз. Помассируйте кисти движениями, напоминающими одевание тесных перчаток .

Упражнения 2 уровня (базовый уровень)

Обратите внимание учащихся на необходимость использования при наборе текста знаков препинания. Вспомните правила расстановки знаков препинания.

Ознакомьте учащихся с правилами печати знаков препинания. Например, чтобы напечатать точку, нужно ударить по клавише с ней и сразу же другой рукой (ребром большого пальца) – по пробельной клавише.

  • Клавишу Backspace нажимают мизинцем правой руки. Данная клавиша используется для удаления символа, находящегося слева от курсора. Она предназначена для исправления ошибок, которые возникают при наборе текстов.
  • Действие клавиши Delete напоминает действие клавиши Backspace. Её также нажимают мизинцем правой руки. Служит для удаления символа, находящегося справа от курсора.
  • Клавишу Enter нажимают мизинцем правой руки. Используется для перевода строк.
  • Клавишу Space нажимают большим пальцем левой или правой (свободной в данный момент) руки. Она предназначена для проставления пробелов между словами в предложении.

Установите руки в основную позицию. Напечатайте знаки препинания: точку, запятую, восклицательный и вопросительный знаки. Мысленно всё повторяете трижды. В процессе выполнения упражнения пытайтесь запомнить пространственно-мышечные ощущения.

Упражнение 2.2. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строку:

я могу я могу я могу я могу

Совет: В начале урока учащиеся печатают строчными буквами и без знаков препинания 3–4 раза с обязательным мысленным повтором каждого нового слова. Предложения отделяются друг от друга пробелом. Нужно стараться не смотреть на клавиатуру, печатать без опечаток и соблюдать одинаковые интервалы и поля.

Упражнение 2.3. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

я умею (мысленный повтор) я умею (мысленный повтор)

Совет: Ударяйте по клавишам ритмично, но не спешите. Ритм снижает утомляемость и повышает производительность труда.

Упражнение 2.4. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строку:

я могу печатать я могу печатать я могу печатать я могу печатать

Упражнение 2.5. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строку:

печатать быстро я могу печатать быстро я могу

Упражнение 2.6. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

печатаю я всё быстрей печатаю я всё быстрей

Упражнение 2.7. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

печатать проще и быстрее печатать проще и быстрее

Упражнение 2.8. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

могу я хорошо печатать могу я хорошо печатать

Упражнение 2.9. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

печатаю я мигом всё печатаю я мигом всё

Упражнение 2.10. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

умею это хорошо умею это хорошо

Упражнение 2.11. Установите руки в основную позицию. Напечатайте строки:

и проще с каждым мигом и проще с каждым мигом

Упражнение 2.12. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте четыре раза двустишие:

печатать быстро я умею

и с каждым мигом всё быстрее

Упражнение 2.13. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте строки:

Я запомню быстро всё. Я запомню быстро всё.

Упражнения на освоение знаков препинания.

Упражнение 2.14. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте строки:

Запомню я стишок простой:

Кавычки, точка с запятой,

Звезды знак, скобка и другая,

Плюс, равенство и перенос,

Проценты, номер, запятая,

И восклицанье, и вопрос.

Упражнение 2.14. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте те же строки, заменяя название знака препинания его символом:

Запомню я стишок простой:

Упражнение 2.15. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте те же строки, заменяя постепенно все знаки на слова по правилу сцепки. Сначала четыре раза:

Запомню я стишок простой:

(и другая,

И перенос,

% № запятая,

И! и вопрос.

Потом четырежды:

Запомню я стишок простой:

Кавычки, точка с запятой,

(и другая,

Плюс = и перенос,

% номер, запятая,

И восклицанье, и вопрос.

И так до полной замены знаков. Каждое новое слово печатайте ещё и мысленно.

Упражнения по освоению цифр .

Упражнение 2.16. Установите руки в основную позицию. Отпечатайте считалку следующим образом:

Не устану повторять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Шесть, семь, восемь, девять, ноль.

Затем четыре раза таким образом:

Повторите опять четырежды, добавив в цифровые ряды знаки:

Не устану повторять:

№6, №7, №8, №9, №0.

Упражнения 3 уровня (основной уровень)

Упражнение 3.1. Установите руки в основную позицию. Напечатайте текст:

На пасеке.

Алёша Соловьев живет в деревне Сосновка. Она стоит на берегу реки Быстрицы.

У Алёши есть старший брат Костя. Он работает пасечником. Алёша любит помогать ему.

Ранним утром братья приходят на пасеку. Среди деревьев стоят ульи. Жужжат пчёлы. Братья готовят рамки, чистят летки.

Быстро проходит день.


* Мизинец левой руки - 1йфя
* Безымянный левой руки - 2цыч
* Средний левой руки - 3увс
* Указательный левой руки - 45камепи
* Указательный правой руки - 67нртгоь
* Средний правой руки - 8шлб
* Безымянный правой руки - 9щдю
*Мизинец правой руки - 0зжхэъ

Большие пальцы - нажимает на пробел большой палец той руки, которая противоположна последней "рабочей" руке. Проще говоря, если буква перед пробелом была набрана каким-либо пальцем левой руки, то пробел жмется правым большим пальцем, если правой - соответственно, левым.


1. Правила слепого метода печати

Если вы решили освоить слепой метод печати, то сразу запомните два главных правила:
Во время набора текста на клавиатуру смотреть нельзя!
Каждый палец должен нажимать только «свои» клавиши!

Никогда не нарушайте эти принципы. Даже если какая-то клавиша окажется для вас «сложной», все равно не подглядывайте. Так вы лишь запомните неправильный алгоритм (подсмотрел - нажал), который отложится у вас в голове, и переучиваться будет крайне сложно! Пусть у вас будут ошибки, их же легко исправить. Со временем точность набора будет только возрастать.

2. Расположение рук на клавиатуре
2.1 Правила набора

Расположение рук при десятипальцевом методе набора вслепую одинаково для печати на любом языке. Мы будем рассматривать частный случай - русскую клавиатуру.

Итак, на любой клавиатуре кнопки располагаются в шесть рядов. Самый верхний - вспомогательный, он не используется при печати вслепую, поэтому о нем можно вообще забыть.

Самый нижний (нулевой) - ряд с клавишами «пробел», «Alt», «Ctrl» и другие.

Четвертый ряд - ряд цифр, он используется достаточно редко. Чаще всего при наборе цифр прибегают к цифровой клавиатуре, расположенной справа от основной, а второй ряд опять же не используется. Это можно объяснить тем, что пальцам приходится далеко тянуться - это замедляет скорость печати. Да и количество опечаток возрастает. Все же освоить второй ряд стоит, но акцентировать на нем внимание не нужно.

Существуют разные методики положения рук, но основная хорошо видна на рисунке:

Основное положение пальцев на клавиатуре - опорный ряд клавиатуры: ФЫВА (мизинец, безымянный, средний, указательный - пальцы левой руки) и ОЛДЖ (указательный, средний, безымянный, мизинец - пальцы правой руки). Вначале обучения пальцы должны лежать на «своих» клавишах, но со временем они перестанут опираться на клавиши, а начнут висеть над ними на расстоянии нескольких миллиметров. Это произойдет само по себе, как результат перехода на более высокий уровень профессионализма. Искусственно ускорять этот процесс не нужно, кроме вреда, это ничего не принесет.


Для контроля положения рук на клавишах [А] и [О] существуют небольшие выступы. Ощущая их указательными пальцами правой и левой руки, вы сможете контролировать правильность положения рук на опорном ряду.

2.2 Вспомогательные клавиши

Для начала стоит освоить клавиши , , , , , и [Пробел].

Клавиша , использующаяся для удаления символов, находящихся слева от курсора, находится в четвертом ряду, ряду цифр, и всегда нажимается мизинцем правой руки.

Клавиша также нажимается мизинцем правой руки. В очень редких случаях (при больших размерах рук) позволительно нажимать эту клавишу безымянным пальцем.

Клавиша нажимается мизинцем левой руки.

Клавиша используется для перехода в верхний регистр (набора заглавных букв). Таких кнопок на клавиатуре две: одна слева, вторая справа. Используются они следующим образом:
если вам нужно набрать символ верхнего регистра правой рукой, то вы нажимаете левый левым мизинцем. Например, клавиши «О», «Ю», «Г», «Т» и т.д.
если вам нужно набрать символ верхнего регистра левой рукой, то вы нажимаете правый правым мизинцем. Например, клавиши «А», В», «Я», «М» и т.д.

Клавиша может использоваться при смене языка (например, с русского на английский). Таких кнопок тоже две - справа и слева. Они нажимаются правым и левым мизинцем соответственно.

Клавиша практически не используется при слепом наборе (для смены языка используются клавиши Ctrl+Shift). Их также две, которые при необходимости можно нажимать большими пальцами.

Клавиша [Пробел] одна из самых часто нажимаемых. Она набирается большим пальцем левой или правой руки (как вам удобнее). Если вы правша, то, скорее всего, вам будет удобнее нажимать пробел большим пальцем правой руки.

2.3 Основные клавиши

Правильное расположение рук при печати вслепую можно посмотреть на рисунке выше. Как видно, указательные пальцы принимают основную нагрузку на себя, как самые подвижные пальцы руки. Именно им приходится нажимать самые популярные буквы русского языка («а», «о», «р», «м», «и», «п» и другие) - так устроена русскоязычная клавиатура. Также тяжело приходится мизинцу правой руки - такова участь россиян: в нашем алфавите больше букв, чем в английском.

Запоминать расположение кнопок клавиатуры стоит в таком порядке:
сначала все «свои» кнопки изучает левый указательный палец, после этого - правый;
далее отрабатывается работа среднего пальца левой руки, после этого - правого;
левый безымянный палец, после него - правый;
левый мизинец, после него - правый.

3. Полезные материалы

Научиться печатать вслепую можно и самому. Для этого просто откройте любую книгу и начинайте ее печатать. На первых страницах вы запомните, какой палец какую клавишу нажимает. А еще чуть позднее вы добьетесь автоматизма, пальцы уже сами начнут нажимать нужные кнопки. Но такой метод обучения очень сложны, он не каждому под силу.

Поэтому я рекомендую два полезных источника, которые помогут вам освоиться. В них собраны пошаговые упражнения, которые позволяют более просто изучать десятипальцевый метод набора вслепую. Особенное внимание прошу уделить первому источнику - книге Холкина Владимира Юрьевича Десятипальцевый метод набора вслепую на компьютере. Я сам учился по ней и очень благодарен автору за то, как просто и понятно в книге объясняется принцип слепой печати.

3.1 Книга Холкина В.Ю .

Правила набора вслепую

1) На период обучения вам, к сожалению, придется расстаться со своими неимоверно красивыми, но чересчур длинными, ногтями. Возможно, в дальнейшем вы сможете печатать не подушечками пальчиков, а ноготками, но начинать лучше с простого. Лучше всего, если выши ногти будут недлинными и закругленными. Сейчас — самое лучшее время опробовать французский маникюр. Он неброский, элегантный и легко сочетается с любым нарядом.

2) Не смотрите на клавиатуру. Должна работать не зрительная память, а ваши пальцы. Всю работу тут выполняет мышечная память, используя тактильные ощущения пальцев. Если пальцы запомнят расположение клавиш, печатать будет гораздо проще. Если вам трудно сдеражаться и вы время от времени все таки поглядываете на клавиатуру, советуем воспользоваться маленькой хитростью. Возьмите самоклеящуюся бумагу (которую потом можно легко снять) и заклейте все клавиши. Тогда вы быстро отвыкните посматривать вниз, ибо все равно ничего там не увидите.

3) Держите руки в правильной позиции (ФЫВА ОЛДЖ). Левая рука (мизинец, безмянный, средний и указательный) на буквах ФЫВА, правая — ОЛДЖ.

На рисунке ниже пальцы и их «ответственная зона» выделены одним цветом.

4) Большие пальцы обслуживают пробел по-очередно, т.е. если последнюю клавишу (букву, знак в предложении) вы нажали левой рукой, то и левый большой палец нажимает пробел и наоборот. В «периоде покоя» большие пальцы зависают в воздухе над клавишей пробела.

5) Нажатие клавиши производится ближайшим пальцем, при нажатии смещается только один палец, после чего он возвращается в начальную позицию. Таким же образом вводятся и заглавные буквы, однако при этом мизинец свободной руки удерживает зажатой клавишу Shift.

6) Не ставьте перед собой цель запомнить, где какая буква расположена на клавиатуре, главное - запомнить, каким пальцем и какое движение нужно сделать, чтобы набрать нужный символ. В своем подсознании вы должны соединить движения пальцев с определенной буквой.

admin

Все пользователи компьютера (и активные, и не очень) применяют клавиатуру. Набор текста является традиционной процедурой при работе с компьютером. Набирать текст можно двумя пальцами, посматривая то и дело на клавиатуру, но вы можете выучить способ слепой печати. Об этом и поговорим.

Каждый человек способен освоить данный навык, если тратить на это хотя бы 1 час ежедневно на протяжении 2-3 недель. Конечно, сначала набор текста будет медленным, вам придется думать перед всеми нажатиями. Но с течением времени скорость и точность будет расти.

Слепая печать. Преимущества

Важен навык слепой печати тем, кто работает на ПК постоянно. Но главные плюсы данного метода таковы:

ключевой положительной стороной метода печати вслепую является экономия времени. Людям, кто постоянно работает на ПК и набирает много символов, подобный навык поистине бесценен. Тем более что такая техника выгодно скажется на объеме работы и заработке рерайтеров и копирайтеров;

если вы умеете быстро набирать текст, то он вводится ритмично, что заметно снижает уровень усталости. Кроме того, вы получите удовольствие от слаженной работы рук;
это отличное приложение к вашим навыкам в резюме, что ускорит поиски работы;
другим плюсом выступает то, что вы сможете логически излагать мысли, успевать за ними. Иногда отвлечение всего на секунду способно сбить;

Метод печати вслепую поистине эффективен, поскольку вы тратите меньше времени на работу, и глаза медленнее устают.

глаза быстро устают, если постоянно перемещать взгляд с клавиш на монитор. Таким образом, слепая печать способствует сохранению зрения.

Правила печати вслепую

Если вы желаете обучиться способу печати вслепую, то помните правила:

в процессе печатания текста запрещается смотреть на клавиши;
каждым пальцем требуется нажимать на «собственные» кнопки.

Данные пункты нарушать нельзя. Даже если одна из кнопок кажется «сложной», нельзя подсматривать. Так вы только запоминаете неверный порядок, что откладывается в мозгу, а переучиться нелегко. Пусть вы будете ошибаться, но ошибки запросто исправляются. С течением времени точность только увеличивается.

Правила набора текста

Местонахождение пальцев при наборе вслепую совпадает для всех языков. Мы поведаем о правилах набора текста в русском языке.

Итак, на всех видах клавиатур кнопки расположены в 6 строчек. Наиболее верхняя выступает в роли вспомогательной, ее не применяют для слепой печати, потому не думайте о ней. Нижняя линия с кнопками «Ctrl», «Alt» и пробел. После нее идет первый, второй и третий ряд. Они выступают ключевыми.

Четвертая строка с цифрами, которые применяются редко. Обычно для печати цифр используют цифровую клавиатуру, что справа. Это объясняется тем, что нужно далеко тянуться, что замедляет печать. Да и ошибок выходит много. Осваивать второй ряд важно, но не обязательно концентрировать на этом внимание.

Главное, положение рук на клавишах – ряд для опоры «ФЫВА» (левый мизинец, безымянный, средний и указательный), а также «ОЛДЖ» (правый указательный, средний, безымянный и мизинец). Сначала пальцы требуется располагать на правильных клавишах, но с течением времени они перестанут держаться на них, а расположатся в нескольких миллиметрах над ними. Это случается автоматически по мере роста навыков. Не требуется специально ускорять это. Чтобы проконтролировать местоположение рук, на клавишах с буквами «А» и «О» есть выпуклости.

При обучении важно соблюдать ключевые правила и расположение пальцев на кнопках.

Заучивание клавиш происходит в этом порядке:

изначально «собственные» кнопки учит левый указательный палец, потом правый;
далее отрабатываются нажатия левым средним пальцем, потом правым;
затем запоминается расположение кнопок левым безымянным пальцем, потом правым;
последним запоминает «собственные» кнопки левый и правый мизинец.

Пойдите другой дорогой, попытайтесь начать работу с текстом, но лучше изучать буквы для конкретных пальцев.

Итак, порядок печати:

большими пальцами жмите на пробел по очереди. Так, когда последняя кнопка или знак нажаты левой рукой, то этой же рукой нажмите пробел. В «спокойном состоянии» пальцы над пробелом висят в воздухе;
кнопки нажимаются ближним пальцем, при этом смещают один палец, затем возвращают его на исходную. Так вводят заглавные буквы, а мизинец незадействованной руки держит кнопку «Shift»;
не стоит устанавливать цель запоминать, где находятся буквы. Главное, помнить, каким пальцем совершаются движения.

Техника удара и ритм

Все тренажеры, что учат печати вслепую, начинают обучение с техники удара и ритма. И начинающим становится ясно, что прикасание к кнопкам делается подушечками, но не всем известно, что задействуется не один палец, а и вся кисть.

Ключевое правило печати вслепую лежит в том, что требуется делать легкие и четкие удары, все время возвращая пальцы на начальную позицию. По пробелу требуется нажимать ребром большого пальца.

Ритмичность при обучении также важна. Она означает, что нажимание производится через равные промежутки времени. , вы скорее достигаете автоматизма. И даже когда вы считаете, что сочетания кнопок можно набирать быстрее, продолжайте держать ритм. Для выработки ритмичности и скорости печати потребуется помощь метронома.

Вспомогательные клавиши

Сначала важно освоить вспомогательные клавиши. К ним относятся Tab, Backspace, Ctrl, Alt, Shift, пробел.

Кнопка Backspace применяется для устранения знаков, что с левой стороны от курсора. Расположена в линии с цифрами, нажимают ее всегда правым мизинцем. Кнопку Enter тоже нажимают этим же пальцем. Очень редко безымянным пальцем.

Техника печати требует соблюдения ритма и техник удара по клавиатуре. Так вы скорее сможете печатать без «подсматривания».

Кнопка Tab должна нажиматься правым мизинцем. А Shift применяется для набора заглавных букв. Она есть с двух сторон, а пользуется ею так:

если требуется набор буквы правой рукой, то Shift зажимают левой;
если требуется символ из части клавиатуры для левой руки, то Shift зажимается правой.

Кнопка Ctrl применяется для изменения языка. Она тоже есть с двух сторон. Нажимают ее тоже мизинцами. Кнопка Alt почти не применяется для данного способа.

Пробел считается самой применяемой кнопкой. Нажимают ребром большого пальца одной из рук.

Как научиться слепой печати

Если вам интересно, как научиться слепой печати самостоятельно, то расскажем о популярных способах. Первый из них – берете любой рассказ и набираете. Вы запомните, каким пальцем, куда нажимать. А со временем дойдете до автоматизма, поскольку пальцы сами будут жать требуемые клавиши. Метод нелегкий, но реальный.

Есть и другие способы. Один из них популярная книга от Ю.В.Холкина, которая рассказывает о 10-пальцевом методе печати. По ней можно быстрее научиться, тем более что найти ее легко на просторах Сети.

Еще один вариант – программа под названием «Соло на клавиатуре». Она условно бесплатна, но чтобы получить всю версию, придется платить. Скачиваете тренажер и начинаете обучение. Данная программа признана лучшей для обучения способу слепой печати. Здесь обучение проводится на разных языках. Вообще, оба способа аналогичны.

Полезные программы

Дабы научиться быстрому набору текста на клавиатуре, созданы полезные программы и сервисы:

Stamina. Получить сервис можно с официального сайта. Это бесплатный тренер для изучения набора текста, что помогает быстро изучить метод, что задействует 10 пальцев;
упомянутая ранее «Соло на клавиатуре». Это тренажер, чьим автором выступает известный преподаватель из МГУ В.В.Шахиджанян. Официальный сайт говорит, что подобный тренажер быстро и без труда обучит печати вслепую;
VerseQ считается еще одной популярнейших сервисов для изучения печати вслепую. Разработчики заверяют, что уже через 60 минут занятий человек начинает печатать без подсматривания, а 8-15 часов научат набирать текст на уровне тех, кто закончил курсы слепой печати.

Для желающих самостоятельно изучить премудрости слепой печати существует немало бесплатных сервисов и программ.

Есть и другие, не слишком популярные способы. К ним относится: Rapid Typing, Бомбина, Веселые пальчики, jQwer, Baby Type. Кстати, последний считается одним из первых помощников по изучению набора текста без подсматривания в форме игры.

Кроме того, чтобы научиться методу печати всеми 10-ю пальцами, придуманы онлайн-сервисы:

популярные «Клавогонки». Это интересная игра, которая при этом выступает и тренером для обучения печати. Аналогов немало, но именно она считается популярнейшей;
«Все 10» — это еще один бесплатный тренажер в режиме онлайн.

Еще стоит отметить Time Speed, VerseQ online (это онлайн вариант популярного тренажера, упомянутого выше).

Существует немало полезных помощников, но для обучения хватит и тех, что перечислены здесь.

24 января 2014, 14:31

© 2024 svetlof.ru - Все о компьютере для новичков и профессионалов